Международная защита прав человека


ТЕМА 4. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

 

1.      Международная хартия прав человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международные пакты 1966 г., и протоколы к ним)

2.      Массовые и грубые нарушения прав человека. Геноцид. Апартеид Экоцид.

3.      Международно-правовые вопросы гражданства. Права бипатридов, апатридов.

4.      Права лиц в период вооруженного конфликта.

 

МАССОВЫЕ И ГРУБЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. ГЕНОЦИД. АПАРТЕИД ЭКОЦИД.

Массовые и грубые нарушения прав человека при наличии соответ признаков могут быть отнесены к международным преступлениям. В частности, таковыми явл геноцид и апартеид.

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 года под геноцидом понимает действия, которые совершаются с целью полного или частичного уничтожения какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы.

Апартеид - политика бытового, политического и экономического разделения населения страны по расовому признаку, законодательно оформленное обязательное раздельное проживание людей различных рас, этносов. Наиболее крайняя форма расовой дискриминации. Некоторые акты апартеида могут составлять геноцид. Апартеид - международное преступление, направленное против человечества; политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения.

Геноцид — совокупность преднамеренных систематических действий, направленных на уничтожение какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы населения.

Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года определяет расовую дискриминацию как любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, которые основываются только на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения и имеют целью установление неравенства в правах человека в любых областях общественной жизни.

В соот с Конвенцией государства – участники предусматривают в уголовном законодательстве ответственность за распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, за подстрекательство к расовой дискриминации, а также за акты насилия или подстрекательство в отношении любой расы или группе лиц с другим цветом кожи или другого этнического происхождения и за предоставление любой помощи для проведения расистской деятельности.

Международный контроль за соблюдением государствами обязательств, содержащихся в Конвенции, осущ Комитет по ликвидации расовой дискриминации, 18 членов которого избираются государствами – участниками Конвенции. Государства в установленном порядке направляют Комитету доклады. Комитет также рассматривает сообщения государств о невыполнении положений Конвенции другими участниками. Кроме того, Комитет принимает и рассматривает жалобы индивидов или группы лиц, которые утверждают, что в отношении них были нарушены права, предусмотренные Конвенцией.

Принцип недискриминации по признаку пола, закрепленный в Уставе ООН, получил развитие в Конвенции о политических правах женщин 1952 года, в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года и других международных документах.

УК РФ Статья 358. Экоцид

Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, -

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

 

ООН пока не признал экоцид международным преступлением. Активисты считают, что экоцид следует включить в юрисдикцию Международного уголовного суда, которая в настоящее время охватывает лишь четыре преступления: геноцидпреступления против человечностивоенные преступления и агрессию.

Более того, экоцид есть предельная форма применения тактики «выжженной земли» начиная с самого первого его прецедента: «Впервые экоцид применили римляне при разрушении Карфагена в 146 г. до н.э. Почва на месте города была снята, местность посыпана солью, чтобы образовалась голая пустыня» [Шилова, Сунцов 2011, с. 37] (об этом же см. [Goalstone 2007]). В качестве контрпартизанской стратегии и тактики Вооружённые силы США осуществляли экоцид во Вьетнаме с 1961 по 1973 гг., уничтожив при этом тропические леса на территории до 20 тысяч кв. км и около 43% площади сельскохозяйственных угодий страны.

Не случайно сам термин «экоцид» был впервые введён в научный обиход в 1970 г. А. Гальфсоном в разгар войны во Вьетнаме (см. [Передельский и др., 2007]). Именно разрушительные действия вооружённых сил США во Вьетнамской войне стали причиной того, что в законодательстве многих стран (Вьетнам, Россия, Китай, Германия, Испания и др.) экоцид стал квалифицироваться как вид преступления [Греченкова 2007], причём наиболее тяжкого — преступления против мира и человечества

В 1989—1994 гг., спустя 15—20 лет после окончания Вьетнамской войны, специалистами Советско-Вьетнамского Тропического научно-исследовательского и технологического центра (были выполнены исследования последствий воздействия экоцида, осуществлённого вооружёнными силами США на территории Южного Вьетнама [Отдалённые биологические последствия… 1996]. Эти исследования показали, что даже спустя два десятилетия после окончания войны экосистемы Южного Вьетнама так и не смогли восстановиться. Уничтожение лесов привело к резким изменениям в фауне млекопитающих: типичные лесные виды, приспособленные к обитанию в естественных тропических лесах, полностью исчезли с поражённых территорий, их место заняли виды мышей и крыс антропогенных ландшафтов, являющиеся не только вредителями сельскохозяйственных культур, но и разносчиками возбудителей особо опасных инфекций [Щипанов и др. 1996]. В почвах на поражённых территориях существенно обеднела фауна мелких беспозвоночных [Криволуцкий, Хоанг 1996].

Пример

(этнические чистки в Югославии, Косово и Метохия)

Мы часто слышим, что в современном обществе нет места для разных видов сегрегации, ведь история давала нам множество примеров, когда притеснение различных групп заканчивались трагически для всех. Так еще меньше 30 лет назад на территории ЮАР активно действовала политика апартеида. Рассказываем, в чем она заключалась, и кто такие африканеры.

Правила апартеида

Апартеид оформился и получил свое название на территории современной Южно-Африканской Республики — тогда Южно-Африканского Союза. Эта политика действовала на территории страны с 1948 года по 1994, и включала в себя правила, которые ограничивали гражданские и человеческие права чернокожего населения на территории государства.

Что было запрещено:

  • Смешанные браки.
  • Представителям банту — коренного населения ЮАС — было разрешено постоянно проживать только на территории выделенных сегрегаций бантустанов, которые составляли меньше 30% общей территории страны. За пределами бантустана житель имел статус трудового мигранта, для работы ему было необходимо разрешение, общаться он мог только на английском языке и африкаансе.
  • Темнокожие не могли голосовать на выборах.
  • Использование тех же общественных заведений (комнаты отдыха, общественный транспорт, больницы), которыми пользуются белые.
  • Цветные не могли учиться в одних университетах с белыми.
  • Темнокожие не могли жить и работать в «белых зонах», а также нанимать белых на работу.
  • Темнокожие полицейские не могли арестовывать белых граждан.

Также в рамках апартеида небелое население могло быть лишено жилья, работы и имущества. Людей насильственно переселяли в бантустаны и, если они пытались пробраться в города, отлавливали и депортировали обратно.

Большая часть законов, регулировавших апартеид, были приняты в рамках демографической политики ЮАР, поскольку белое население, составлявшее привилегированную политическую верхушку, шло на убыль, в то время как процент цветного населения увеличивался год от года. В 40-е у руля страны встала националистическая партия, которая была заинтересована в усилении белого превосходства.

 

Африканеры и колониальное наследие

У руля апартеида находились африканеры — так называют потомков белых колонизаторов Южной Африки. Колонизация этой части континента началась в XVII веке голландцами, затем в конце XVIII контроль перехватила Британская империя и хозяйничала на территории страны до 1910-х. В колониальный период ограничение в правах цветного населения было нормой, и после деколонизации эта норма осталась на сдачу: как раз до XX века темнокожим запрещалось покидать свои поселения и районы без специальных пропусков, а в Кейптауне и Натале — выходить из домов после заката.

Когда в 1948 году к власти пришла Национальная Партия, старые правила достали, отряхнули от пыли и ввели еще раз.

Однако важно понимать, что не все африканеры поддерживали политику апартеида. Представители интеллигенции, преподаватели университетов, политики и ветераны Второй Мировой Войны активно критиковали политику Национальной Партии проводили манифестации и привлекали внимание общественности к тому, что правящая партия в период войны симпатизировала нацизму.

С самого начала правления Национальной Партии цветное население также начало выступать с демонстрациями, манифестациями и акциями гражданского неповиновения. В борьбу включались не только политические организации, но и преступные группировки, участвовавшие в вооруженных стычках с полицией.

Главным движителем борьбы с апартеидом была партия АНК — Африканский Национальный Конгресс. В 1955 году 25–26 июня АНК, совместно с Индийским Конгрессом, собрались на «Конгресс народа» в Клиптауне, недалеко от Йоханнесбурга, где заключили «Хартию свободы», которая объявляла ЮАС государством, свободным от расовой дискриминации. Однако сразу по завершении конгресса политиков обвинили в госизмене и арестовали, среди осужденных были Нельсон Мандела, вождь Альберт Джон Лутули, Уолтер Сисулу, Мозес Котане и другие. Суд оправдал их только в марте 1961 года.

А в 1960-м АНК создала вооруженное крыло «Копье нации» для борьбы с апартеидом. Прецедентом стал расстрел 69 безоружных демонстрантов в поселке Шарпевиль. После этого АНК решила перейти к силовым методам. Уже в 1976 году восстание чернокожего населения в Соуэто — пригороде Йоханнесбурга — и последующие восстания, которые уже не могла гасить действующая власть, начали давать плоды. Отчасти успех был связан с вскрывавшимися коррупционными скандалами, военными поражениями на внешнеполитической арене — политическая верхушка не могла продолжать функционировать, раздираемая внуренними и внешними конфликтами, а также экономическими бойкотами. Поэтому в 1978–1979 годах наиболее жесткие политики, проводившие политику апартеида, были вынуждены уйти в отставку, а новое правительство начало внедрять осторожные реформы, отменявшие сегрегацию в общественных местах, создававшие трехпалатный парламент (для белых, черных и индийцев). Также новое правительство предложило конституцию, объявляющую ЮАР президентской республикой, однако темнокожее население все равно не имело права голоса, что вызвало новый виток демонстраций, которые также заканчивались вооруженными стычками и забастовками, с которыми правительство не могло справиться до конца 1986 года.

В 90-х экономические круги ЮАР усилили давление на политиков в связи с изменениями на мировой политической арене 80–90-х годов и объявлением «Нового мирового порядка», призванного бороться с расизмом во всем мире. В 1989 году президент ЮАР Фредерик де Клерк отменил запрет на деятельность АНК, в феврале 1990 года Нельсон Мандела был освобожден из-под заключения и в том же году он стал вице-президентом ЮАР и отменил все законы расовой сегрегации. До 1994 года новое правительство разбиралось с законодательством, в рамках которого все население страны должно было иметь равные права, также предстояло решение вопросов об ответственности за вооруженные действия и преступления, совершенные во время апартеида. Белое население активно вооружалось и проводило демонстрации, то же самое делало цветное население — страна несколько раз оказывалась на пороге гражданской войны.

Режим апартеида полностью прекратился в 1994 году с проведением демократических выборов, на которых победил Нельсон Мандела, в 1993 получивший Нобелевскую премию мира. В связи с изменением политического курса страна испытала экономический спад, рост безработицы, который в начале 2000-х составлял 25–30%, бывшие деловые районы превратились в гетто. Процесс восстановления продолжается до сих пор.

 

Геноцид армян

Геноцид армян был осуществлен на территориях Османской империи, исторически именуемых Западной Арменией (ныне Восточная Анатолия), населенных в то время преимущественно армянами.

Политика, приведшая к геноциду армян, была обусловлена, прежде всего, господствовавшей в Османской империи идеологией пантюркизма, отличавшейся нетерпимостью к нетюркским народам.

В истории геноцида некоторые историки выделяют два периода. Если на первой стадии (1878-1914 годы) задачей было удержание территории порабощенного народа и организация массового исхода, то в 1915-1922 годах во главу угла было поставлено разрушение этнического и политического армянского клана, препятствовавшего осуществлению программы пантюркизма.

До Первой мировой войны разрушение армянской национальной группы осуществлялось в форме системы повсеместных одиночных убийств в сочетании с периодической массовой резней армян в отдельных районах, где они составляли абсолютное большинство (резня в Сасуне, убийства по всей империи осенью и зимой 1895 года, резня в Стамбуле и в районе Вана).

Исходная численность народа, жившего на этой территории, является спорным вопросом, так как значительная часть архивов была уничтожена. Известно, что в середине XIX века в Османской империи немусульмане составляли около 56% населения.

Согласно данным армянского патриархата, в 1878 году в Османской империи проживали три миллиона армян. В 1914 году армянская патриархия Турции оценила количество армян в стране в 1 845 450 человек. Армянское население уменьшилось более чем на миллион из-за резни в 1894-1896 годах, бегства армян из Турции и насильственного обращения в ислам.

Пришедшие к власти после революции 1908 года младотурки продолжили политику по жестокому подавлению национально-освободительного движения. В идеологии старая доктрина османизма была заменена на не менее жесткие концепции пантюркизма и панисламизма. Была начата кампания насильственного отуречивания населения, запрещены нетурецкие организации.

В апреле 1909 года произошла Киликийская резня, массовое убийство армян вилайетов Адана и Аллепо. Жертвами резни стали около 30 тысяч человек, среди которых были не только армяне, но и греки, сирийцы и халдеи. В целом в эти годы младотурки подготовили почву для полного решения "армянского вопроса".

В феврале 1915 года на специальном совещании правительства идеолог младотурок доктор Назим-бей изложил план полного и повсеместного уничтожения армянского народа: "Необходимо полностью истребить армянскую нацию, не оставляя на нашей земле ни одного живого армянина. Даже само слово "армянин " должно быть стерто из памяти...".

24 апреля 1915 года, в день, ныне отмечаемый как День памяти жертв геноцида армян, в Константинополе начались массовые аресты армянской интеллектуальной, религиозной, экономической и политической элиты, что привело к полному уничтожению целой плеяды виднейших деятелей армянской культуры. Были арестованы и впоследствии убиты более 800 представителей армянской интеллигенции, в числе которых были писатели Григор Зохраб, Даниел Варужан, Сиаманто, Рубен Севак. Не вынеся смерти друзей, лишился рассудка великий композитор Комитас.

В мае-июне 1915 года началась массовая резня и депортация армян в Западной Армении.

Всеобщая и систематическая кампания против армянского населения Османской империи заключалась в высылке армян в пустыню и последующих расстрелах, смерти от банд мародеров или от голода или жажды. Депортации были подвергнуты армяне из почти всех основных центров империи.

21 июня 1915 года, во время заключительного акта депортации, ее главный вдохновитель министр внутренних дел Талаат-паша приказал выслать "всех армян без исключения", живших в десяти провинциях восточного региона Османской империи, за исключением тех, кто был признан полезным для государства.

Процесс изгнания и уничтожения турецких армян завершился серией военных кампаний в 1920 году против беженцев, вернувшихся в Киликию, и во время резни в Смирне (современный Измир) в сентябре 1922 года, когда войска под командованием Мустафы Кемаля вырезали армянский квартал в Смирне, а затем, под давлением западных держав, разрешили эвакуироваться оставшимся в живых.

С уничтожением армян Смирны, последней уцелевшей компактной общины, армянское население Турции практически прекратило существование на своей исторической родине.

В 1915-1923 годах, по данным армянских историков, было уничтожено около 1,5 миллиона армян, сожжено и разграблено более 60 армянских городов и 2,5 тысячи сел. Около одного миллиона бежали или были выселены турками в Месопотамию, Ливан, Сирию.

Истребление армян сопровождалось уничтожением их культурного наследия. Армянские памятники истории и церкви взрывались, кладбища распахивались под поля, кварталы городов разрушались или занимались турецким и курдским населением и переименовывались.

Геноцид стал причиной рассеяния армян, которые сегодня в большинстве живут за пределами исторической родины. В сегодняшней Турции, если не считать Стамбула, где сохранилась примерно 40-тысячная армянская община, практически не осталось армян.

Вот уже более 100 лет армянские общественные и политические организации борются в различных странах за официальное признание и осуждение геноцида армян 1915 года.

В 1987 году Европарламентом была принята соответствующая резолюция. Из стран первым геноцид признал в 1965 году Уругвай, затем Франция, Италия, Голландия, Бельгия, Польша, Литва, Словакия, Швеция, Швейцария, Греция, Кипр, Ливан, Канада, Венесуэла, Аргентина, Бразилия, Чили, Ватикан, Боливия, Чехия, Австрия, Люксембург.

Геноцид армян также признали Германия, ПортугалияЛивияБразилияПарагвайСШАСирия.

Резолюции с осуждением массовых убийств армян в Османской империи были приняты парламентами Болгарии и Дании.

Государственная Дума РФ приняла в 1995 году постановление "Об осуждении геноцида армянского народа 1915-1922 годов на его исторической родине – в Западной Армении".

Геноцид армян также признан на уровне местных органов власти в Австралии, Аргентине, Канаде, Швейцарии, Великобритании, Испании, Италии, США.

Геноцид армян признали свыше 40 американских штатов, австралийский штат Новый Южный Уэльс, канадские провинции Британская Колумбия, Онтарио (город Торонто включительно) Квебек (включая город Монреаль), швейцарские кантоны Женева и Во, Уэльс (Великобритания), более 90 итальянских коммун, несколько провинций и муниципалитетов в Испании.

Геноцид армян признан и осужден влиятельными международными организациями, такими как Европейский парламент, Совет Европы, Всемирный Совет церквей и др.

Вопрос признания геноцида является одним из главных препятствий в нормализации отношений между Арменией и Турцией.

Турция отвергает обвинения в геноциде армян, утверждая, что жертвами трагедии 1915 года были как армяне, так и турки, и крайне болезненно реагирует на процесс международного признания геноцида армян в Османской империи. Турция также призывает к созданию международной комиссии историков с целью изучения имеющихся в стране архивных документов для выработки объективного подхода к событиям периода Первой мировой войны.

В 1965 году на территории католикосата в Эчмиадзине был сооружен памятник жертвам геноцида. В 1967 году в Ереване на холме Цицернакаберд (Ласточкина крепость) была завершена постройка мемориального комплекса. В 1995 году около мемориального комплекса был построен Музей-институт геноцида армян.

Ежегодно 24 апреля армяне всего мира вспоминают жертв геноцида армянского народа в Османской империи. Основные памятные мероприятия проходят в Ереване.

В 2020 году в Армении не будет массовых мероприятий в связи с распространением коронавирусной инфекции. Пройдут только церемониальные мероприятия с участием должностных лиц.

В своем заявлении МИД также выразил надежду, что "американские друзья Турции", выступающие за сохранение дружественных отношений, поставят под сомнение эту "серьезную ошибку".

В конце XIX - начале XX веков Османская империя осуществляла регулярные преследования и гонения на армян. В частности, в 1915 году, по данным ряда историков, были убиты более 1,5 миллиона армян. Факт геноцида армянского народа в Османской империи признали 23 государства, а также Европарламент и Всемирный совет церквей.

США фактически признали геноцид армян в 1951 году, когда Вашингтон подал заявление в поддержку жертв геноцида (армян, христиан, евреев и поляков) в Международный суд ООН. В 1981 году президент Рональд Рейган официально использовал этот термин, но последующие президенты вновь отказались от него. Сегодня 49 из 50 штатов на местном уровне признали геноцид армян официально, но на федеральном уровне этого пока не произошло.

Турция традиционно отвергает обвинения в геноциде армян и крайне болезненно реагирует на критику по этому вопросу. В Анкаре настаивают на отказе от термина "геноцид" в отношении событий 1915 года, заявляя, что их жертвами были как армяне, так и турки. Турция также призывает к созданию международной комиссии историков с целью изучения имеющихся в стране архивных документов для выработки объективного подхода к событиям периода Первой мировой войны.

 

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСТВА. ПРАВА БИПАТРИДОВ, АПАТРИДОВ.

Основу правового статуса индивида образует правоотношение гражданства. Под гражданством понимается постоянная устойчивая политико-правовая связь индивида с соот лицом, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Международно-правовые нормы о гражданстве регулируют как общие вопросы гражданства (о праве каждого на гражданство, о сохранении гражданства при вступлении в брак, о гражданстве детей и тд.), так и специальные (проблемы двойного гражданства и безгражданства). В числе первых – Пакт о гражданских и полит правах 1966 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др., Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. и тд.

Законодательством некоторых стран устанавливаются ограничения для приема в гражданство. В РФ, например, отклоняются ходатайства о приеме в гражданство РФ лиц, которые:

1)     Выступают за насильственное изменение конституционного строя РФ, состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ

2)     Осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы

Безгражданство (апатрид) – это правовое состояние лица, когда оно не имеет гражданства какого-либо государства. Основные источники образования безгражданства:

1)     Вступление в брак (например, женщина, вступая в брак с иностранцем, автоматически теряет гражданство своего государства, а законодательство страны мужа не предоставляет ей автоматически гражданства данного государства)

2)     Лишение гражданства (по суду, в соот с законом и тд.)

Правовой статус апатридов определяется – Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., согласно кот государства обязаны на своей территории установить определенный режим для лиц без гражданства, который бы защищал их личные права, имущественные права и тд.

ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Российское гражданство приобретается:

а) по рождению (филиация)

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации (натурализация)

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Приобретение гражданства по рождению. Приобретение гражданства по рождению (филиация) означает, что гражданская связь лица с государством возникает из самого факта его рождения. Датой приобретения гражданства является дата рождения. Законодатель вводит ряд правил определения гражданства по рождению.

Условия приема в гражданство

1.      проживание на территории России на законных основаниях в течении 5 лет непрерывно

2.      обязательство соблюдать конституцию

3.      обладание законными средствами к существованию

4.      отказ от прежнего гражданства иностранного государства

5.      владение русским языком

Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка). Это правило исходит из принципа крови;

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка). Здесь также действует принцип крови;

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства. В таком случае используются как принцип крови, так и принцип почвы;

г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

2. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения. Изложенное правило исходит из принципа почвы.

Прием в гражданство в общем порядке. Прием в российское гражданство (натурализация, укоренение) осуществляется в России в разрешительном порядке, хотя момент усмотрения существенно ограничен законодательными рамками. Суть ограниченного разрешительного порядка: иностранец или лицо без гражданства могут приобрести гражданство России при положительном решении этого вопроса Президентом РФ. Однако Президент, принимая свое решение, должен ориентироваться на требования законодательства о гражданстве.

Так, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если они:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных Законом о гражданстве. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или Законом о гражданстве либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

При этом срок проживания на территории Российской Федерации, установленный в пять лет, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, проживания пяти лет на территории Российской Федерации непрерывно и без представления вида на жительство.

Прием в гражданство в упрощенном порядке. Ряд иностранцев, лиц без гражданства вправе приобрести российское гражданство без соблюдения всех условий приобретения гражданства в общем порядке. Это лица, достигшие 18-летнего возраста, дееспособные, имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя - российского гражданина, а также лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, проживавшие и проживающие в государствах, входивших в состав СССР, не получившие гражданства этих государств.

В упрощенном порядке приобретают российское гражданство являющиеся иностранцами или лицами без гражданства, если указанные лица:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, если указанные граждане и лица:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, - в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.

Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации и без представления вида на жительство.

В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации, а также ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

Также могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Восстановление в гражданстве (или ренатурализация, или повторное укоренение) - предоставление российского гражданства лицам, ранее им обладавшим. Восстановление в гражданстве производится так же, как и прием в гражданство — в общем порядке (Указом Президента РФ), за исключением требования о сроке непрерывного проживания в Российской Федерации. Он при восстановлении сокращен до трех лет.

Представляется, однако, что ренатурализация может осуществляться и с сокращением срока непрерывного проживания до одного года (ч. 2 ст. 13 Закона о гражданстве), и в упрощенном порядке (ст. 14). Конечно, при наличии обстоятельств, предусмотренных в указанных статьях Закона.

Отклонение заявлений о приеме в гражданство. Заявления о приеме в гражданство в общем, упрощенном порядке, о восстановлении в гражданстве отклоняются в случаях (ст. 16 Закона о гражданстве), если лица, обратившиеся по данному вопросу:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания);

Иные основания приобретения гражданства. Помимо фактов рождения, приема в гражданство, его восстановления, появление у лица гражданства может связываться с наступлением иных обстоятельств, в частности заложенных в международных договорах.

Одно из таких обстоятельств - оптация, когда два или более государств договариваются между собой о том, что часть их граждан до (установленного договором срока) получает право выбора гражданства одного из договаривающихся государств.

Если гражданин одного государства - участника договора решает избрать гражданство другого государства, его гражданство меняется, например, с момента выезда на постоянное место жительства в государство своего нового гражданства. С помощью оптации государства производят массовое взаимное переселение своих граждан.

К числу иных оснований приобретения российского гражданства относятся также правила следования гражданства детей гражданству родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей, следования гражданства недееспособных лиц гражданству попечителей.

Приобретение, прекращение российского гражданства в этих случаях оформляется либо в общем порядке (Президентом РФ), либо в упрощенном порядке (органами внутренних дел, органами Министерства иностранных дел). Для приобретения или прекращения российского гражданства ребенка в возрасте от 14 до 18 лет во всех случаях его следования гражданству родителя, усыновителя (удочерителя), попечителя требуется письменное согласие ребенка.

Признание гражданства рассматривалось ранее действовавшим законодательством как одно из оснований приобретения российского гражданства. Однако признание гражданства нельзя рассматривать как способ его приобретения. Суть признания заключается не в приобретении лицом статуса гражданина, а в установлении его принадлежности к российскому гражданству. Признание как юридический факт не порождает гражданства, а лишь подтверждает его наличие. Поэтому современный Закон о гражданстве, сохранив признание, не рассматривает его более как основание приобретения гражданства.

ПРАВА ЛИЦ В ПЕРИОД ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА.

Права человека наиболее уязвимы во время вооруженного конфликта. Именно поэтому этот аспект подлежит масштабному международно-правовому регулированию, в основе которого находятся Женевские конвенции 1949 г.:

1.      Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (Конвенция I);

2.      Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Конвенция II);

3.      Конвенция об обращении с военнопленными (Конвенция III);

4.      Конвенция о защите гражданского населения во время войны (Конвенция IV).

Несмотря на значительный объем указанных документов, уже к 1977 г. во время возникновения масштабного национально-освободительного движения (прокатившегося по многим странам Третьего мира) стала понятна недостаточность нормативного материала. Это привело к принятию двух дополнительных протоколов: - Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов; - Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. Однако если война еще относительно недавно считалась священным правом государства, а конфликты в большинстве случаев носили международный характер, то в настоящее время картина кардинально изменилась. На смену пришли внутренние вооруженные конфликты. Если следовать терминологии международного права – вооруженные конфликты немеждународного характера. Их правовой режим регулируется незначительным (в отличие от вооруженных конфликтов международного характера) числом международных документов. Во-первых, эта единая ст. 3 Женевских конвенций 1949 г., предусматривающая общее гуманитарное направление в решении всех возникающих спорных ситуаций, прямо не урегулированных Женевскими конвенциями («оговорка Мартенса» – общая формула о том, что воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю).

В соот с Женевскими конвенциями к жертвам международных вооруженных конфликтов относятся:

1.      Военнопленные

2.      Раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение

3.      Гражданское население в период войны

Согласно ЖК об обращении с военнопленными 1949 г. военнопленными явл попавшие во власть неприятеля, принадлежащие к одной из след категорий:

1.      Личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте

2.      Личный состав других ополчений и добровольческих отрядов

3.      Личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену державой

4.      Гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, личный состав рабочих команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии, что получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают

5.      Члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов, юнг и экипажей гражданской авиации

Шпион

Не имеет права на статус комбатанта или военнопленного и наемник. Наемником признается лицо:

1.      Специально завербовано на месте или заграницей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте

2.      Фактически принимает участие в военных действиях

3.      Принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду и которому обещано стороной материальное вознаграждение

4.      Не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте

Во время военного плена военнопленные сохр статус военнослужащих, им разрешается носить военную форму, они продолжают подчиняться своим офицерам. Режим военного плена.

 

 

1 конвенция - Женевская конвенция 1864 года - именно эта конвенция ввела запрет на некоторые способы ведения войны (речь шла о сухопутных войнах)
В этот период уже появились разрывные пули, пули со смещенным центром тяжести, которые причиняли вред тем кого поражали
Запрещались разрывные пули, удушающие газы и тд

Гаагское право
Женевское право
Смешанное право
Гаагское право явл мощным инструментом, позволяющим регулировать проведение военных операций
Возникло до создания оружия массового поражения
Ядерное оружие, в отличие от бактериологического и химического, не запрещено
Договор о нераспространении ядерного оружия

Хим оружие запрещено еще в 1907 году, после того как немцы использовали это в войне
Запрещено было вероломство - убивать славшихся солдат

Нейтралитет - Швейцария (за 500 лет ни одного военного конфликта)
Временно нейтральные государства - ad hoc - в каждом конкретном случае,
например Швеция во 2 мировой войне. Это и набор прав, и набор обязанностей. Страны - участники войны, обязаны уважать и признавать нейтралитет гос. - Никакой военной помощи, техники, денежной помощи, даже транзит войск запрещен через эти государства. Даже на территории Германии, граждан нейтральных территорий не трогали.

На сегодняшний день запрещено грабить культурно исторические ценности
Сегодня целью войны является - сломить сопротивление, война - продолжение политики

Запрещены зажигательные пули? Пули легко сплющивающиеся, разворачивающиеся в человеческом теле - запрещены, запрещены разрывные снаряды менее 400 граммов, запрещено нападать на нейтральные государства, но если де факто такое государство перестало быть таким, не запрещено, запрещена бомбардировка культурного наследия, но если неприятель использует их для военных целей, они перестают быть культурными объектами

Это все выше гаагское право

Теперь про Женевское право
Начинается история с организации красного креста
Комитет красного креста не вмешивается в политику, а просто оказывает помощь пострадавшим в конфликтах
Женевское право возникло в 1949 году
Немецкий план ост предполагал уничтожение не менее 100 миллионов человек
Нюрнберг, Токийский трибунал, трибунал по бывшей Югославии, по Руанде
С 1997 действует МУС - Слободан Милошевич, умер в Гаагской тюрьме в 2006 году
Женевское право - это идеология

Мы должны понимать, что в вооруженных конфликтах участвуют не только военные люди, но и мед персонал, священнослужители, партизаны, гражданское население.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Конституционно-правовой механизм защиты прав человека

Современные проблемы прав человека

Ограничения прав человека в РФ. Права человека в условиях особых режимов.