Генезис и эволюция концепции прав человека

ТЕМА 1. ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Понятие и классификация прав человека. Исторические этапы развития прав человека. Древний мир. Зарождение идеи «правды-справедливости» в Древнем Шумере, Вавилоне, Египте. Концепция человека в Древнем Китае: роль даосизма, конфуцианства, маоизма в развитии концепции естественно-божественного права. Возникновение идеи "естественного права" на Западе: Древняя Греция и Рим. Права человека и статус личности в эпоху Средневековья. Новое время и Просвещение. Права человека в идеях дореволюционных мыслителей России. Воззрения М.М.Сперанского, Н.А.Радищева и "декабристов". Проблема гуманизма в русском религиозном мировоззрении (Вл. Соловьёв). Многообразие аспектов прав человека в идеях Б.Н. Новгородцева, Е.Н. Трубецкого, Б.Н. Чичерина и других. Н.А. Бердяев и И.А. Ильина о человеке, его правах и свободах как высшей ценности. Теории прав человека: - Теория естественных прав человека, - Теория права законов (юридический позитивизм), - Рациональная теория прав человека, - Теория природной эволюции прав человека - Социалистическая концепция прав человека. - Теория прав человека в условиях современных западных демократий. Теоретические аспекты прав человека конца XX века: модернизация мировоззренческих подходов к правам человека.

 

1. Понятие и классификация прав человека. Исторические этапы развития прав человека.

2. Древний мир. Зарождение идеи «правды-справедливости» в Древнем Шумере, Вавилоне, Египте. Концепция человека в Древнем Китае: роль даосизма, конфуцианства, маоизма в развитии концепции естественно-божественного права. Возникновение идеи "естественного права" на Западе: Древняя Греция и Рим.

3. Права человека и статус личности в эпоху Средневековья. Новое время и Просвещение.

4. Права человека в идеях дореволюционных мыслителей России.

5. Теории прав человека (Теория естественных прав человека, Теория права законов, Рациональная теория прав человека и др.)

 

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

 

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ИДЕЯХ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ РОССИИ.

В своем общественном проявлении личность выступает с требованиями свободы и равенства, которые «вытекают из самой идеи нравственного достоинства лиц». Без стремления к свободе и равенству, отмечает Новгородцев, невозможно представить себе общественный прогресс, «и неудивительно, если издавна, со времен греческой философии, в этом полагались основные требования естественного права». Но из понятия личности вытекают не только ее притязания (требования свободы и равенства), но и ее обязанности признавать права других лиц, причем эти общественные обязательства предъявляются личности не обществом или государством, а ее собственным нравственным законом, присущим личности «стремлением к идеальной норме» - П.И. Новгородцев

О представлениях восточных славян о правах человека говорят нам памятники писанного права – договоры князей Олега и Игоря с Византией, устав Владимира Святославича «о судех церковных и десятине» и его же «Судный закон людем», Русская Правда, устав Всеволода Мстиславича и др. Согласно древнему русскому законодательству, права человека на жизнь, свободу, достоинство и собственность признавались лишь за свободными крестьянами, «невольные» же таких прав не имели. Следует отметить, что в Киевской Руси лишение человека всего комплекса прав происходило, начиная с лишения его права на свободу, т.е. это право было основным, первичным. Как только человек становился несвободен – он автоматически лишался права на жизнь, имущество и защиту своего достоинства [8, с. 8]. Права человека в Русском государстве (15-17 вв.) не были расширены и никак не гарантировались законодательством. Если князь в Киевской Руси, как отмечалось раннее, должен был руководствоваться исконными обычаями и соблюдать права человека, то московский князь уже не воспринимался как пришелец из чужих земель, который не может покушаться на основные права и свободы общинников, защищаемые обычным правом. Он определял объем прав различных социальных групп, которые отныне называли себя «людьми великого князя», признавая тем самым его полную власть над собой. Под влиянием политического фактора зачастую нарушается право на собственность. Так, царь вправе отобрать у боярина удел за переход его сына на службу в Великое княжество Литовское. Можно сказать, что крепостничество, развившееся и укрепившееся позднее, началось именно с «прикрепления» высшего сословия – князей и бояр – к единому Государю. Высшей ступенью укрепления власти главы Московского государства считается период царствования Ивана IV Грозного, а пиком произвола и бесправия – время опричнины. В этот период своих основных прав лишились все разряды населения, включая бояр и духовенство. И жизнь, и свобода, и право на собственность и личное достоинство могли быть утрачены мгновенно по воле одного человека, который и вошел в историю как «Грозный». Именно в период складывания и укрепления русского централизованного государства происходит юридическое закрепление феодально-зависимых крестьян за своими хозяевами, точнее – прикрепление их к земле, которую они обязаны обрабатывать. Уже в Судебнике Ивана III 1497 г. переход крестьян ограничивался Юрьевым днем. Судебник Ивана IV подтверждает это ограничение и увеличивает плату за «пожилое», которую уходящий крестьянин был обязан выплатить помещику. В 1581 г. временно была отменена возможность перехода и в Юрьев день, а затем все переходы крестьян были запрещены. Окончательным юридическим оформлением крепостного права считается Соборное уложение 1649 г. Алексея Михайловича. Крепостная зависимость стала наследственной, а розыск беглых крестьян – бессрочным. В первой четверти 18 века в России установилась абсолютная монархия. Реформаторская деятельность Петра I – создателя Российской империи, была направлена, в первую очередь, на укрепление государственной власти. Объем прав человека определялся исключительно исходя из интересов государства. Российское абсолютистское государство совершенно не считалось с естественными правами и интересами человека. Свободу выбора занятий теряют дворяне: каждый из них должен поступить либо на военную службу, либо на службу по гражданскому ведомству. С бесправными крестьянами вопрос решался просто: Петр вводит рекрутские наборы в регулярную армию – служба становится бессрочной. Для «петровского государства» было характерно вторжение во все сферы жизни людей. Так, государственной регламентации подлежали даже элементы одежды не только госслужащих, но и членов их семей строго в соответствии с чином согласно Табели о рангах. Формы и виды свободного времяпрепровождения определялись государственными предписаниями: в качестве обязательного вводилось табакокурение. Наиболее знаменитым в истории наступлений Петра на гражданские свободы считается запрещение дворянам и горожанам носить бороды, а крестьяне за такую «привилегию» должны были уплачивать особый сбор. Обязательным становилось и образование дворян: необразованным запрещалось жениться [3, с. 105]. После смерти Петра I Россия вступила в эпоху «дворцовых переворотов». В этот период времени прослеживается тенденция, направленная на расширение прав дворян. Пожизненный срок государственной службы был заменен изначально на 30-летний, затем на 25-летний (в 1736 г.), а в начале 60-х гг. Петр III вообще отменил обязательность службы для дворян. Манифест 1762 г. «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» явился вершиной процесса предоставления дворянам все новых прав и привилегий. Что же касается абсолютного большинства населения России – крестьян, то ни о каких правах человека не могло идти и речи. Помещичьи крестьяне даже в тех случаях, когда хозяева поступали с ними крайне жестоко и чрезвычайно строго карали их без вины, не имели права подать жалобу на помещика-обидчика. Так, Екатерина II еще более ужесточила наказания для крестьян только за попытки пожаловаться на своих хозяев. Таких крестьян подвергали унизительному и суровому телесному наказанию и после этого ссылали в Нерчинские рудники, а помещику государство компенсировало потерю рабочих рук выплатой денежных сумм за каждую сосланную семью. К началу 19 века, когда в ряде государств Европы уже получили широкое распространение идеи свободы и прав человека, всеобщего равенства и справедливости, крепостничество стало позором России. Впервые вопрос о правах человека как о самостоятельной ценности начинает обсуждаться в тайных обществах декабристов.

В программных документах декабристов предусматривалось полное равенство всех граждан России в правах. Однако эти документы не нашли народной поддержки, поскольку российское крестьянство было страшно далеко от идеалов свободы, от понимания тех целей и программ, которые выдвигали декабристы. Оно совершенно не могло постичь весь смысл понятия «права человека»: за много поколений рабского состояния представление об этих правах было полностью утрачено. Такое положение сохранялось и в следующие несколько десятилетий – вплоть до отмены крепостного права. Реформы 60-х гг. значительно расширили права населения Российской империи. Особенно заметно был расширен объем прав у бывшего крепостного крестьянства. Кроме того, что оно получило право на личную свободу, крестьяне (в составе общины) становились собственниками земли. Теперь они могли свободно вступать в брак, заключать договоры, приобретать землю и недвижимость, заниматься торговлей и предпринимательством, выступать в суде, поступать в учебные заведения и даже переходить в другие сословия. Значительным шагом вперед в расширении прав человека явились земская и судебная реформы 1864 г., первая из которых должна была установить эффективное местное самоуправление на местах [1]. Судебная власть объявлялась независимой, вводился суд присяжных заседателей. В итоге реформ в России сложились возможности отстаивать права человека не только в форме крестьянских войн и отдельных бунтов, но и в легитимных правовых формах, в суде. Эти реформы явились реальным значительным – пусть и первым осознанным – шагом на пути к построению правового государства в России.

Рассматривая вехи российской истории в контексте становления института прав человека, нельзя не сказать о первой русской революции 1905-1907 гг., главным результатом которой стали свобода слова, свобода создания союзов и организаций, свобода совести и возможность участвовать в выборах законодательного органа страны – Государственной Думы. Были приняты Основные государственные законы Российской империи 1906 г., в которых закреплялись права человека уже признанные европейским и мировым сообществом и оспаривать которые российское самодержавие не решалось. Признавались следующие права: неприкосновенность жилища и частной собственности, свобода передвижения, свобода мирных собраний и организаций, свобода мысли и печати, свобода веры. Октябрьская революция 1917 г. изменила очень многое. Режим, установленный по ее итогам, отверг основные демократические составляющие, в числе которых были и права человека, что явилось определенным шагом назад [9, с. 102]. Последующий период, связанный с деятельностью Сталина, создал условия для окончательного разрыва с демократическими идеями прав и свобод личности и утверждения жестких тоталитарных начал. Формально не отрицая прав и свобод граждан и даже включая их в свои конституции, советская власть даже не пыталась обеспечить политическую свободу, возможность для каждого человека иметь свои мнения и убеждения. Критика существующего строя объявлялась преступлением перед государством [10, с. 7]. Итак, философия прав и свобод человека складывалась на протяжении многих лет и несет на себе следы основных вех развития человечества. Тот или иной период развития российского государства, отличающийся событиями, имевшими всемирно-историческое значение, оставил свой след, оказал определенное влияние на понимание прав человека. На протяжении многих веков считалось, что единственными обладателями прав, вершителями судеб населения являются государства. С пониманием роли человека и недопустимости произвола над ним с чьей бы то ни было стороны, он становился не менее важным субъектом социально-экономических и политических процессов с врожденными и неотъемлемыми правами, которых никто не вправе лишать. Анализ некоторых периодов в истории нашего государства применительно к категории «права человека» позволяет сделать вывод о том, что в российском общественном сознании достаточно долго бытовало представление о правах человека как об идее-абстракции, а не универсальной ценности отечественной культуры. Лишь после принятия в 1993 году Конституции, вступив в 1996 году в Совет Европы, а также ратифицировав Европейскую конвенцию прав человека и основных свобод 1950 г., Россия приступила к внедрению в жизнь системы ценностей, в которой права человека являются высшим приоритетом, тем самым взяв курс на создание правового государства и утверждение демократических принципов управления обществом. В современном мире все более права и свободы личности становятся критерием прогрессивного общественного развития, мерилом утверждения идей правого государства, стержнем международного сотрудничества.

Одним из первых кто открыто выступил за отмену крепостного права, выдвинув и этическое и экономическое обоснование пагубности рабства для развития человека и общества в целом был А.Н. Радищев. Выступая с требованием за­щиты законом всех и каждого, Радищев разделяет личные («единст­венные», естественные) и относительные (гражданские) права. Есте­ственные права он трактует шире, чем большинство просветителей, включая в них не только личную безопасность, но и личную воль­ность. Среди прав личной вольности как прототипа личной свободы в европейских конституционных актах — равенство всех, неприкос­новенность личности, а также право собственности. Радищев трак­тует равенство по-разному, в зависимости от формы правления; либо как равенство перед законом, либо равенст­во имуществ.

Центральное место в творчестве русского юриста и философа П.И. Новгородцева занимает защита естественно-правовых идей свободы и прав личности. Согласно его философии, человечество всегда стоит перед выбором между общественной гармонией и свободой. Де­лая выбор в пользу свободы, равенства и прав индивидов, Новгородцев обосновывает идею свободного социаль­ного развития.

Философ Н.А. Бердяев в своем учении о свободе отличает лич­ность от индивида. Индивид — категория натуралистическая, биоло­гическая, социологическая, а личность — категория духовная.

Тем не менее в дореволюционной России была и другая часть мыслителей, относившаяся к консерватив­ному направлению (М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин, С.С. Уваров, К.П. Победоносцев, Н.Я. Данилевский, В.С. Соловьев и др.). Они под­вергли критике идеи западноевропейского и отечественного либера­лизма, резко выступали против равенства сословий перед законом, а лучшей формой правления в России, по их мнению, яв­ляется абсолютная монархия.

  1. Права человека в советское время.

Декларация прав народов России, принятая Сове­том Народных Комиссаров 17 г провозглашала следующие начала национальной политики в России:

  • равенство и суверенность народов России;
  • право народов на свободное самоопределение вплоть до отделе­ния и образования самостоятельных государств;
  • отмену всех национальных и религиозных привилегий и ограни­чений;
  • свободное развитие национальных меньшинств и этнографиче­ских групп.

Конституция РСФСР 1918 г., содержала раздел о правах человека под назва­нием «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». В нее вошли лишь запрет эксплуатации, право уравнительного землепользования, освобождение трудящихся масс из-под ига капитала, право трудящихся на участие в управлении.

В 1924 г. была принята новая конституция — Конституция СССР, в которой уже не содержалось Декларации прав, а из прав че­ловека в ней были провозглашены лишь национальная свобода, ра­венство, единое союзное гражданство.

Впервые глава о правах и обязанностях граждан появилась в Конституции СССР 1936 г:

  • право на труд, которое ранее провозглашалось исключительно как трудовая повинность всего взрослого населения страны;
  • право на отдых: устанавливались ежегодные отпуска рабочим и служащим с сохранением заработной платы;
  • право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности;
  • право на образование: обязательным считалось начальное обра­зование, образование могло быть только бесплатным, в том числе среднее специальное и высшее;

В Декларации 1991 г. были закреплены следующие права и свободы человека и гражданина:

1) равенство всех перед законом и судом

2) право приобретения и прекращения гражданства в соответствии с законом РСФСР

3) право на жизнь

4) право на свободу и личную неприкосновенность

5) право на неприкосновенность частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров

6) право на уважение и защиту чести и достоинства

7) право на жилище

8) неприкосновенность жилищ

 

 

Виды теорий:

1. Теория естественных прав.

Естественное право обязательно для любого вида человеческой деятельности. Право, которое нарушает естественное право, совершает преступление. Если право реализовано намеренно, то оно теряет свою моральную и политическую ценность в глазах общества.

У этой теории существует 2 точки зрения: 1) Ж.Ж. Руссо – концепция «Общественного договора». Суть этой концепции сводится к тому, что люди заключили договор и передали часть своих прав государству. В том случае, если власть не оправдывает ожидание людей, то они имеют право расторгнуть договор; 2) Дж. Локк делит права: право на жизнь, право свободы, право имущества - эти права дарованы Богом, они неотчуждаемы, (то есть родились вместе с человеком). Ни при каких условиях их нельзя нарушить. Эта теория стала источником теории прав человека, обоснованием ограничения абсолютной монархии, и обоснованием необходимости революционного свержения.

2. Теория позитивистского права.

Право толкуется как веление, приказ государства. Никаких естественных прав за человеком эта теория не признавала, по этой теории человек может иметь лишь те права, которые предусмотрены законом. Права человека по этой теории рассматриваются как разрешение государства на тот или иной вид деятельности, поведение человека в обществе.

Кроме того, представители этой теории отдают приоритет внутригосударственному праву, т. к. право положительное, обеспеченное силой государственного принуждения; граждане самостоятельно контролируют и защищают свои права.

3. Рациональная теория прав человека.

«Право – наличие свободы». Наиболее ярким представителем теории рациональности выступает И. Гегель. Источником права является мировой разум, который понимается Гегелем как личность, упорядоченность, рациональность. Правовые законы это законы, идущие от людей. В самом праве человек должен найти разум и соблюдать разумное право. Если закон не разумный, то он противоправен.

И. Гегель различает: а) позитивное право; б) естественное право (право, не зависящее от государства, т. к. обусловлено природой человека); в) все виды публичного установления: государственное законодательство; обычное право; судебные прецеденты.

Права человека по этой теории вытекают из того, что:

·        человек обладает свободой воли;

·        имеет естественные права в силу факта своего рождения;

·        право человека выражается во владении имуществом (собственностью);

·        права и обязанности соотносительные (кор-дирующие), т. е. по Гегелю обладать правом значит обладать обязанностью и наоборот;

·        вопрос имущественного равенства Гегелем не рассматривался, т. к. он против такого равенства.

4. Теория природной эволюции прав человека.

Права человека – это сам человек в его социальной сущности. Происхождение прав человека и происхождение самого человека это единый процесс. Права человека это самая высокая форма права, самый высокий этап развития прав.

5. Универсальная теория прав человека.

Она характеризуется выходом на международный уровень. Составляющими концепции являются: а) признание человеческого достоинства и прав человека наивысшими абсолютными ценностями; б) непроизводность прав человека от веления государства и их неотчуждаемость; в) равенство людей в достоинстве и правах человека; г) признание взаимосвязанности всех прав; д) несовместимость прав человека с тиранией, унижением, произволом, преступностью; е) признание ценностей демократии, правосудия; ж) обеспечение системы международных и внутригосударственных гарантий прав человека.

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Конституционно-правовой механизм защиты прав человека

Современные проблемы прав человека

Ограничения прав человека в РФ. Права человека в условиях особых режимов.